5. НОЧЬ. МЕДИТАЦИЯ НА МОРСКОМ БЕРЕГУ.
Ночь. Медитация на морском берегу. Японское море все в лунной ряби, словно шкура тигра- в беспорядочных полосах. В этой кажущейся беспорядочности скрыт некий ритм, придающий миру красоту и смысл, но людям, занятым постоянными и бесплодными привязанностями к правде и лжи трудно постичь этот ритм. От того так мало на свете настоящих художников и поэтов...
Аннуканай Отсэда сидит на морском берегу в позе "Дзадзэн", погруженный в То, что не разделяется на Фы и Сы. Глаза его широко раскрыты, но не сфокусированы, дыхание свободно, спина прямая; он совершенно не напряжен.
Чеши Кушам, чей загривок еще хранит признательные воспоминания о увесистой палке Сэнсэя, пытается ему подражать. Бедняга сопит, делает зверское выражение лица и напрягает шею так, что шевелятся уши. И вот уже маленькая раковинка, на которую устремлен его пламенный взор, начинает беспорядочно двигаться по песку. Чеши Кушам, сразу же позабыв о Том, Что не разделяется на Фы и на Сы, чувствует небывалую гордость, но тут из раковинки показывается крошечная, но внушающая уважение клешня рака- отшельника, который, оказывается, вырос и нуждается в новом домике...
Неунывающий Чеши Кушам тут же делает открытие: раковина -это воплощение Фы а сам рак- не что иное, как Сы! "Я постиг смысл жизни !"- кричит юноша что есть мочи -"Жизнь есть процесс взаимовлияний Фы и Сы! Все в приролде- и деревья и раковины и люди- пока живут, переполняют свои Фы: их Сы чрезмерно давит изнутри и под действием этого давления Фы начинает ветвиться. Люди- те же деревья; они разветвлены снизу -это как корни и сверху -как ветви" Чеши Кушам поворачивается к Аннуканаю Отсэде, но Городовой по-прежнему сидит в позе "Дзадзэн"; глаза широко раскрыты, спина прямая- он полностью погружен в То, что не разделяется на Фы и на Сы....Ученику становится стыдно и он пробует вернуться к медитации, но в голову сами собой лезут обрывки старинных легенд...
...Святой Ду-Ди прилежно трудился всю свою жизнь и сумел, наконец, приготовить эликсир вечной жизни, дающий вечную гармонию Фы и Сы. Прошло чуть более тысячи лет и старец крепко задумался- его Фы, столь хорошо приспособленное для выведения наружу нечистот, для прикрытия безобразных механизмов, служащих топкой и котлом, словом, все это вопиющее несовершенство стало раздражать святого мужа, ибо бессмертное Сы не создавало уже никаких нечистот и весьма мало нуждалось в топке и котле. Ду-Ди подумал немного- и преобразил свое Фы, так, что сделался похож на юношу. И тотчас же его Сы стало изменяться под действием юношеских соков. Перепуганный старец поспешил стать деревом -хорошо еще, что не камнем, потому что время замедлилось для него- время ведь протекает по каналам, образованным Фы и СЫ; в одних каналах оно течет быстро, в других- медленно; в третьих- почти неподвижно...
...Прошло не менее двух тысяч лет, прежде чем святой Ду-Ди понял свою ошибку; к счастью, его Сы не стало за это время подобным Сы дерева, возможно потому, что люди объявили необыкновенный дуб святым и почти две тысячи лет распевали под ним священные мантры. Подумав еще лет двести, святой Ду-Ди решил на этот раз вообще не принимать никакого Фы. К сожалению, теперь уже никто ничего не может сказать о его почтенном Сы- некоторые полагают, что отринув Фы, отшельник стал божеством, другие же считают, что ...
...-Вздор! -произносит Аннуканай Отсэда, не прерывая медитации -а может, Чеши Кушаму только кажется, что произносит- Бог и Дьявол, сынок не имеют никакого отношения к святому Ду-Ди и к другим вещам тоже.... Однажды я видел Их- это было давно, в столичном городе Кото. Бог и Дьявол покидали его, видимо, для того, чтобы предоставить людям возможность делать все, что те захотят. Я видел, как великолепный Золотой Лев ступал тяжелыми лапами по шумной улице и Маленькая Девочка шла рядом, положив Ему на холку свою ладошку- удивительно, что никто их не замечал, кроме меня, хотя столичная улица была как всегда, полна народу.
...-А кто же из них был -кто? -спрашивает Чеши Кушам, но ответа нет: Аннуканай Отсэда все также сидит в позе "Дзадзэн", погруженный в То, что не разделяется на Фы и Сы...
...Что же касается святого Ду-Ди- о нем до сих пор ничего не известно, только в храме Сикоку показывают иногда листок грубой бумаги, на котором корявым почерком выведены три строчки:
...Спи, нитяной колокольчик на тутовой ветке!
...Белый на белом ветру-
...Жди расцветающий Мон*
... (* месяц Мон соответствует маю-июню)
|